|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хроники Азии. Таиланд-Камбоджа. Март 2010г. Часть 4. Cambodian Chronicles. Дальние храмы. Люди и озеро. Сием Рип – Трат. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 марта – лингамы, водопады, люди озера. Ровно в 7-15 Toyota Corolla 98 года выпуска (но в идеальном состоянии) ждала нас у отеля. Мистер Сованн (хотя на вид парню было лет 20 от силы) – наш новый друг, гид и водитель на следующие два дня - поинтересовался, куда поедем сегодня. Из списка «must seen» оставалось пять мест: Кох Кер, Бенг Мелиа, Бантей Срей, Пном Кулен и Тонлесап. Решив, что пока храмов нам достаточно, мы оставили дальние храмы на завтра, Мистер Сованн посоветовал начать с Пном Кулен, т.к. туда надо ехать с утра – с 12-00 дорога будет работать уже на «спуск», затем заехать в Бантей Срей и потом на озеро. Так как сами сами мы не местные, и что, где и как расположено, не знали, то с планом водителя согласились.
Заповедник Пном Кулен. Билеты на Пном Кулен
можно купить по 20 долларов при въезде в заповедник или по 15 в Сием Рипе в
отеле Sity Ahgkor hotel. Я совершенно об этом забыла, а
вот Мистер Сованн нет – перед выездом из Сием Рипа
мы заехали в этот отель. Пном кулен – это своего
рода заповедник в
На вершине холма (пном
– холм) расположен огромный валун, из которого высечен огромный лежащий Будда – место очень святое
для камбоджийцев. На холм ведет широченная лестница. На лестнице торгуют и попрошайничают – все как обычно. По бокам охраняют сторожевые наги – семиголовые
змеи. Перед лестницей очень колоритный местный рыночек
– больше всего запомнилась рыба, запеченная на гриле между бамбуковыми
палками, и некие чудодейственные коренья. Перед последним
лестничным пролетом принято оставлять обувь и все вещи (кроме фотиков), тут же сидит парниша,
который за доллар готов охранять ваше имущество.
Сам храм очень маленький, представляет
собой просто навес над Буддой, но красивый. Особенно мне понравились
натянутые в воздухе разноцветные флажки. Внизу перед храмом остался древний
индуистский памятник – небольшой бассейн с лингамом
посередине. Удивительно, но кхмеры-буддисты, до сих пор проводят древний индуистский обряд: мужчина должен
зачерпнуть ковшом воду из бассейна, полить ее на лингам
и подставить голову под стекающую струю воды. И да прибудет ему сила, мужская
сила! Женщины в обряде не участвуют. Мужская часть команды этим обрядом очень
заинтересовалась и проделала его не один раз, предоставляя мне возможность
запечатлеть это действие и на фото, и на видео.
Следующим пунктом программы посещения Пном Кулен была Река
тысячи Лингамов. В ее каменном русле много веков назад были высечены лингамы
Шивы и сам Шива. Лингамы на самом деле оказались
лишь маленькими пупырышками на дне ручейка – но их количество впечатляет –
совсем не тысяча! Больше! Мистер Сованн
позвал нас вглубь джунглей, чуть выше по течению реки, чтобы показать полную
фигуру Шивы и его жены Правати. Сначала мы шли по
тропинке вдоль реки, потом тропинка запетляла куда-то в джунгли, а потом и
пропала вовсе. Мы в буквальном смысле слова ломились через джунгли, уходя все
дальше, вглубь. Я забоялась, потому что ранее читала, что в Камбодже лучше не
сходить с тропы. Но Мистер Сованн уверенно шел
дальше, внезапно мы опять вышли к реке. Он посмотрел вдаль: - Нам надо пройти чуть выше по течению, вон
за тем поворотом… - и ломанулся дальше по краю
берега, цепляясь за ветки, чтобы не упасть в воду. Зацепившись за некий колючий куст, я
взвыла. И под натиском моего нытья, что это будет последнее, что мы увидим,
мы все-таки повернули обратно, так и не увидев этих изображений.
Ниже по течению реки на Пном Кулене есть два
водопада: верхний маленький и нижний большой, и
несмотря на сухой сезон, довольно полноводный. В верхнем
купаться не очень удобно, но почему-то там было больше всего народа, особенно
индусов (наверно паломников) и китайцев (но этих везде много), которые
купались в одежде. А вот в нижнем, наоборот, очень
удобная песчаная (!!! такое встречаю первый раз) чаша водопада и поразительно
мало народа. Вода была прохладной, но в такой жаре это было очень приятно.
Около часа мы провели на водопаде, пока мистер Сованн
не поторопил нас. Вокруг верхнего водопада есть несколько кафе, где можно
перекусить, но нам вот уже третий день в такую жару есть
совершенно не хотелось.
Резюме по Пном Кулену: если у Вас есть лишние полдня и вы хотели бы отвлечься от бесконечных храмов, то можно, например, посетить Пном Кулен.
Бантей Срей
– розовый храм. Храм построен из розового песчаника,
который полностью раскрывает свой цвет в лучах восходящего или заходящего
солнца. Именно поэтому, храм называют розовым, и именно поэтому осматривать Бантей Срей
лучше на восходе или на закате, тогда солнце будет правильно освещать храм.
Мы же приехали, когда солнце было в зените. Помимо своего необычного цвета,
храм еще знаменит тем, что сверху до низу, в буквальном смысле слова, расписан очень красивыми
барельефами из индийского эпоса. Храм относится к территории Ангкора,
поэтому его билет здесь действовал. На входе в храм нам пробили третью
(последнюю) дырку на билете. Не знаю почему, может из-за жуткого пекла. Может из-за того, что только что в водопаде (хорошо, что вода пресная) был утоплен основной фотоаппарат, и теперь он безнадежно просыхал в машине. Может из-за того, что небольших размеров храм был битком набит туристическими группами. Может из-за того, что за два дня в Ангкоре, впечатления от храмов были перенасыщены. Но храм не произвел на нас того впечатления, которое описывалось в путеводителях. Да барельефы безусловно красивые, но их там так много, а солнце такое сильное, а запасной фотик такой слабый, что нельзя было сделать достойных фотографий, кроме того в каждом кадре обязательно присутствовала какая-нибудь голова китайца. Но все же, безусловно, храм заслуживает посещения, ведь «цитадель женщин» (так в переводе звучит название храма) является жемчужиной Ангкора, и не посетить его было бы ошибкой. Но посещать наверно надо в другое время дня.
Тонлесап – люди и озеро. Мы ехали по дороге, расположенной на
верхушке высокой насыпи. Вокруг, где-то внизу, были поля. Через пару минут мы
въехали в деревню, все дома которой были на высоченных сваях. Это не те сваи,
которые мы видели по пути из Пном пеня в Сием Рип,
здешние дома, стояли на очень высоких «ножках». Еще бы, вся деревня в сезон
дождей превращается в озеро. Тонлесап – самое крупное в Юго-Восточной Азии,
его еще называют Камбоджийским морем или Большой водой, так в принципе и
переводится само название озера – «Большая свежая
вода». Это одна из самых важных и больших экосистем и запасов пресноводной
воды и рыбы в регионе. Сначала я подумала, что это и есть та плавучая
деревня, о которой шла речь, просто в сухой сезон она высыхает… Но мы ехали дальше, к лодочному причалу. Мистер Сованн провел нас к кассе, билет стоил 15 долларов с
человека. Независимо от того сколько вас человек – один, пара или десять,
цена билета одинаковая, просто лодка будет поменьше или побольше,
но индивидуальная, под вашу компанию. В сухой сезон озеро небольшое и глубиной
всего лишь в полтора метра. Но в сезон дождей озеро увеличивается в более чем
в пять-шесть раз, в глубину достигая порой
Кроме нас, нашего водителя и капитана в
лодке больше никого не было. - Lady, cold coca-cola? Я даже подпрыгнула от неожиданности. Откуда
посреди озера на нашем борту взялся мальчик? я даже сначала не поняла, что он
от меня хочет. Только сейчас я заметила, что нашу длиннохвостку преследовала более маленькая лодка, которая
прижималась к нам близко настолько, что мальчишка ловко перепрыгивал с лодки
на лодку, предлагая напитки. Не дождавшись от меня ни да, ни нет, он
вернулся в свою лодку, которая умчалась в сторону других туристов.
Мы летели куда-то на середину озера,
капитан замедлил ход. Впереди показалась деревня. Маленькие плавучие домики
на железных бочках, точнее это даже не домики, а просто лачуги, без дверей и
окон, покрытые то ли соломой, то ли пальмовыми листьями. Домики стояли
рядами, образуя улицы. У каждого привязана лодка. Проплывая мимо одного из
них, мы были облаяны собакой, которая живет тут же, на воде. У кого-то в
клетках куры – на воде естественно, у кого-то свиньи, у кого-то даже
крокодилы.…
- А вот этот волейбольный центр построил и
подарил «Международный красный крест» – гордо сказал капитан, указав пальцем
на крытую волейбольную площадку на воде. Мимо, по каким-то своим делам, беседуя,
проплывали две жительницы деревни, каждая на своей лодке. Тут
же в лодке играла с питоном вместо куклы девочка….Из одного из домиков вышла
девушка с ребенком, она ловко опустила его по шею в воду, быстро помыла,
потом умылась сама, потом ушла в дом и вышла уже с кастрюлей, зачерпнув воды
тут же из озера, ушла, наверно готовить обед….Увиденное повергло в шок.
Нас привезли к некой плавучей платформе,
где было кафе, а на втором этаже что-то вроде смотровой площадки. Сюда
наверно привозят всех туристов, потому что вокруг платформы творилось что-то
невообразимое: сотни лодок с женщинами и детьми, все просили понятно чего.
Дети постарше передвигались в тазиках. Я не представляю, какой человек
захочет тут пообедать. Мы попали в тот момент, когда приехал с гуманитарной
помощью «Красный крест» и раздавал всем коробки с лапшой типа доширака. Стоял такой крик и галдеж, бегали босоногие
дети и просили и лапшу, и деньги. Было похоже, как
будто случилось какое-то наводнение, а это несчастные беженцы.
Но присмотревшись, не трудно заметить, что
здесь присутствуют только женщины и дети дошкольного возраста, мужчины все на
работе – кто возит туристов, кто ловит рыбу. А дети постарше в школе. Мне
стало жаль одну девочку, и я достала однодолларовую купюру. Увидев деньги,
дети тотчас облепили меня и стали прыгать за купюрой. Честно сказать, мне
стоило большого труда выйти из окружения живой. Один мальчик так расстроился,
что ему не досталось денег, что запрыгал с досады, что-то бормоча под нос.
До поездки в Камбоджу, я прочитала много мнений о том, стоит ли посещать озеро или нет. Мнения были противоречивы. Но теперь, увидев Тонлесап, я скажу: обязательно стоит! Это одно из наиболее сильных и противоречивых впечатлений от всей поездки в эту страну. Это экзотика. Мы по сравнению с ними в России живем как короли. Но опять же, если посмотреть с другой стороны, все в жизни относительно, дети все здоровые и жизнерадостные, выпросил денег хорошо, нет – в реке полно рыбы – поймал и поел. Зато никаких забот и головной боли, а что там с курсом доллара или нефтью за баррель. С такими противоречивыми мыслями, мы, молча, возвращались на берег. А вокруг кипела жизнь: дети в белых кофточках возвращались со школы, мужчины вытаскивали сети, кто-то что-то стирал… Да, все в жизни относительно.
Танцы
небесных Апсар. Мистер Полин заехал за нами ровно в шесть, как и договаривались. Он посоветовал нам приехать в ресторан пораньше, пока туда не наехали толпы туристов и китайцев. И это было правильно, мы спокойно расположились, поставили штатив, проверили, что нам предлагают на шведском столе. Шведский стол довольно разнообразен. Есть блюда камбоджийской, тайской, европейской и даже индийской кухни, есть барбекью. Много овощей и фруктов. Вот только напитки, даже простая вода в стоимость ужина не включены, все за дополнительную плату. Где-то в 18-30 начали уже прибывать группы. К 19-00, к началу представления, шведский стол уже был полностью разорен. Особенно поразили китайцы: бесцеремоннее людей я не встречала. Апсары — это девушки-полубогини, духи облаков или воды. Изображались они всегда в виде прекрасных женщин, одетых в дорогие наряды и украшения. Считается, что помимо развлечения танцами, они еще и ублажали королей. Само представление состоит из пяти танцев, которые исполняются под живую музыку. Три танца непосредственно в стиле королевских Апсар и два танца из жизни простого народа: собирание риса, поход за водой, ухаживание за девушкой. Представление очень понравилось, поражают их изящные движения и изгибы рук, пальцев, ног, спины…два часа пролетели незаметно. После представления все танцовщицы остаются на сцене и с ними могут сфотографироваться все желающие. Здесь опять же просто убили китайцы, которые бесцеремонно толпами лезли на сцену. Дождавшись пока вся китайская армия перефотографируется, я, наконец, получила возможность просто поснимать лица и национальную одежду апсар, без присутствия китайских физиономий в кадре.
20 марта – Дальние храмы. На сегодня у нас было запланировано посещение дальних храмов – Бенг Мелиа и Кох Кер - храмов, которые совсем недавно были открыты для
посещения туристов. Бенг Мелиа
в сентябре 2007 года, а Кох Кер и того позже. До
этого посещать храмы было небезопасно. Сначала люди Пол Пота заминировали все
храмы и дороги к ним, чтобы народ не отвлекался на религию, а сосредоточился
лишь на выращивании риса. С той же целью он закрыл все школы и институты,
расстрелял учителей, монахов, интеллигенцию и даже врачей из-за их
образованности, сжигал книги и целые библиотеки. Камбоджа должна была стать
аграрной страной. Будет рис – будет жизнь. Для этого упразднялись деньги,
закрывались банки, страна перешла на натуральный обмен, а любое проявление
коммерции было наказуемо. Люди выселялись из городов в деревни. За время
своего правления Пол Пот четверть населения была уничтожена. После свержения
режима Пол Пота, его войска, «красные кхмеры» как они себя называли, бежали в
джунгли, минируя за собой все вокруг. Именно поэтому многие храмы, особенно
на севере Камбоджи, были заминированы. Во время поездки к дальним храмам, а
это именно на север страны, нами были встречены ни один раз автомобили
международной организации саперов CMAC, с флагами Германии, Японии и др. стран. Они до сих пор
очищают страну от страшных последствий режима Пол Пота. Даже сейчас при
посещении дальних храмов рекомендуется не сходить с тропы или с дороги, об
этом предупреждают соответствующие таблички вдоль дороги. Билет в Бенг Мелиа стоит 5 долларов, а в Кох Кер 10.
Бенг Мелиа – озеро
лотосов. Находится храм в Главный вход в храм полностью завален камнями. Пройти внутрь можно через пролом в стене справа от главного входа. Тут же у входа нас взял в оборот местный «гид» и без нашего согласия начал экскурсию…. Отвязавшись от него с помощью пары долларов, мы наконец-то остались в одиночестве. Храм просто поражает воображение! Он не восстанавливался вообще и в этом его особенность, уникальность и шарм. Кое-где после съемок какого-то фильма остались деревянные помосты, и всё, больше рука реставратора не коснулась Бенг Мелиа. Пройдя сквозь пролом в стене и попав в некий полуразрушенный, абсолютно пустынный зал, полностью заросший деревьями и лианами, невольно чувствуешь себя первооткрывателем, расхитителем гробниц, Ларой Крофт! Храм построен не из песчаника как Ангкорский комплекс, а из базальта, поэтому деревья здесь не проросли сквозь камень, они как гигантская паутина оплели все его стены и строения. Из-за того, что храм полностью поглощен джунглями и его не стали от них отчищать, находится в храме приятно и прохладно.
В храме было пустынно: ни туристов, ни смотрящих. Только изредка слышался детский смех, и кое-где среди деревьев мелькали сами дети. Ощущения просто невероятные. Я так расстроилась из-за Та Прома, что не нашла там того затерянного в джунглях города, который искала, но в Бенг Мелиа полностью отвела душу. Этот храм у меня под номером один! К полудню, вдоволь налазившись по камням и стенам, мы покидали Бенг Мелиа. Навстречу нам шла
организованная группа туристов – как хорошо, что мы приехали пораньше. И как
хорошо, что мы успели увидеть Бенг Мелиа таким, ведь храм начинает переживать второе
открытие и заполняться толпами туристов, превращаясь во второй Ангкор.
Кох Кер
– загадочная столица. Кох Кер меня интересовал прежде всего из-за пирамиды, которая каким-то непонятным образом стала венцом, украшением города. Ведь пирамиды совсем не свойственны кхмерской культуре, да и вообще Юго-Восточной Азии, а тем более такая….. Дорога на Кох Кер отсутствовала. Точнее она была, но не привычная для нас. Это было что-то вроде грунтовки, только из красно-коричневой глины, по которой в сезон дождей проехать невозможно. Вообще, проехав пол страны мы выяснили, что полноценных, полностью асфальтированных дорог в Камбодже две: из Пном Пеня в Сием Рип и из Сием Рипа в Пойпет на границу с Таиландом. Причем дорогу до границы достроили буквально в феврале 2010 года. До этого она была частями асфальтированная, частями грунтовая. Из-за этого, а также и из-за совсем недавнего разминирования этого участка (конец 2008), туристов в Кох Кер нет вообще. Хотя на подступах к городу нами был встречен один турист, путешествующий на мотороллере с гидом-камбоджийцем. По дороге в Кох Кер и непосредственно там мы несколько раз пересекались и выяснили, что парень-то из России!!! Вообще я заметила, что соотечественников мы всегда встречаем там, где этого совсем не ждешь… Перелет Бангкок – Пном Пень раз в сутки, целый самолет народа – соотечественников нет, а вот в автобусе Пном Пень – Сием Рип, который только у этой транспортной компании ходит пять раз в день, среди местных жителей и буддийского монаха - пара соотечественников. И вот опять черт знает где, где нет дорог, а вокруг стоят таблички «Danger Mines», россиянин. На подъездах в Кох Кер были встречены несколько сторожевых прасатов, полностью оплетенных корнями деревьев, а также прасаты с очень большими лингамами. Причем, что удивительно деревья здесь разноцветные: белые, красные, черные….
Кох Кер изначально строился как столица Ангкора и был ею, правда, недолго, всего лишь около 20-ти лет. Построил город Джаваярман IV – жестокий и беспощадный правитель. Поговаривали даже, что он был связан с темными силами и поклонялся божеству темного мира – Маре. После смерти тирана, люди покинули город, и столица вновь была перенесена в Ангкор. Город был полностью разрушен, ни одного целого здания и стены, кроме одного… загадочной пирамиды. Мы прошли сквозь весь разрушенный город и в конце вышли к ней – загадочной и мистической пирамиде Кох Кер. При первом же взгляде закралась мысль, здесь поработали ацтекские архитекторы. На вершину пирамиды ведет полуразрушенная лестница… Однако вход туда закрыт, и помимо натянутой цепи, соответствующего знака, дорогу преграждал еще и грозный смотритель, следовавший за нами попятам, вдруг мы все-таки решим подняться на верх…. Небольшой презент в виде зеленой бумажки не подействовал на него. Подниматься на вершину пирамиды теперь запрещено. Связано это с тем, что лестница находится в аварийном состоянии, и возможны травмы. Однако, мы придерживались другой теории. С давних времен пирамида окутана тайнами и легендами. Считается, что ведущее внутрь отверстие наверху пирамиды ни что иное как проход, связывающий наш мир с миром мертвых. Ведь Джаваярман IV был связан с Марой и специально в своем городе построил ворота для личного общения с ним. В наше время многие спускались в шахту, однако каждый раз дело заканчивалось или смертью, или помешательством. Считается, что дна у шахты нет, т.к. при бросании туда камня, звука падения нет!! Всякие исследователи с помощью специально аппаратуры исследовали пирамиду: внутри она полая, а вот глубина шахты якобы всего 8 метров… тогда почему не слышно звука падения камня? Загадка на загадке. Да и вообще место очень мистическое, даже цикады здесь какие-то мистические…. Никаких посторонних звуков, только тишина и стрекот цикад….
Какой на вкус крокодил? А
змея? Это был наш крайний вечер в Камбодже, завтра по плану мы должны были выезжать в сторону Таиланда. Поэтому дел на вечер было запланировано много. Во-первых, закупить сувениры, во-вторых, решить, как мы поедем в Таиланд. Мистер Сованн посоветовал нам найти такси на газу или купить групповой трансфер, т.к. его услуги будут стоить дорого – 70 долларов. Мы решили не шиковать, а купить групповой трансфер. В ближайшей турфирме, которых в Сием Рипе вообще и рядом с нашим отелем в частности бесчисленное количество, за 13 долларов с человека был куплен трансфер до г. Трат. Трансферы в Сием Рипе предлагают куда угодно: и в Таиланд – Бангкок, Паттайя, Ко Чанг, и во Вьетнам, и далее по Камбодже – Пном Пень, Сиануковилль. Так что проблем с выбором, куда и как поехать дальше, не будет. За сувениры мы пошли на рынок через две улицы от нашего отеля. Это не знаменитый ночной рынок, где, кстати сказать, цены завышены и торгуются неохотно. Обычной рынок, находится он на той же улице что и наш отель, ориентиром может служить АЗС. Торговаться надо обязательно – цена сбивается в два раза минимум! Из сувениров куплены традиционные магниты по 50 центов за штуку, брали оптом, поэтому цена упала, торг начинался с полутора долларов. Майки с видами Ангкора и Апсар – очень неплохого качества по 1,5-2-2,5 доллара за штуку в зависимости от размера. Шелковые камбоджийские палантины по 3 доллара за штуку, пашмины по 5$. Потрясающее шелковое платье с орнаментом за 12 $ , цена начиналась с 25. Также там много изделий из шелка, начиная от одежды: платья, пижамы, заканчивая красивыми подушками и покрывалами. Но с одеждой выбор из-за размера не очень богат. Также на рынке можно купить коллекционные монеты Индокитая и других стран ЮВА, за подлинность, правда, были не уверены, но по приезду в Москву проверяли – настоящие. Диски с национальной свадебной музыкой кхмеров – сторговались за 5 долларов. Камбоджийские куклы (я коллекционирую) – цену сбивали с 12 долларов за одну, но взяли две за 10. Можно прикупить также виски со змеей или скорпионом внутри, но я обычно не привожу то, что сама бы пить не стала, а это как-то опасно выглядело, поэтому от этой затеи отказались. Но самым классным сувениром, я считаю, были картины с видами Ангкора, но их лучше покупать в самом Ангкоре – дешевле, хотя разница в 1-2 доллара, думаю, будет не смертельной.
Что удивило в Сием Рипе очень много фирменных магазинов со спиртным по демпинговым ценам (фирменными мы их называли, потому что это не просто лавка как везде, а именно магазин с кондеем и охранником) – цены на спиртное ниже даже, чем в дьюти фри. Очень много ювелирных лавок – и это именно лавки, где прям на улице без охраны вам предлагают купить сапфиры, рубины, изумруды в 4 карата за 30 долларов и при этом еще и торгуются, за подлинность камня правда не ручаюсь, но хозяин при тебе делает кучу тестов, чтобы доказать что камень подлинный - проверяет камень Diamand-тестером и жжет их газовой горелкой. Камни вставлены в изделие из дешевого металла - серьги, кулоны, кольца - так как вывоз/ввоз камней запрещен, а в изделии - пожалуйста. Но мы, все же, не решились сыграть в лотерею, к тому же непонятно, что с этим камнем потом в Москве делать. В нашем списке «Must seen и Мust done in Cambodia» значился один невыполненный пункт – «Кровь кобры» - шоу, где при тебе разделывают кобру, дают попробовать кровь, сердце, а потом зажаривают на барбекю. Я не слишком жаждала увидеть и тем более пить кровь змеи, но мужская часть команды требовала. К сожалению, или, к моему счастью, это шоу в Камбодже уже года два как запретили. Хотя как говорят, нелегально его все же проводят, но мы не стали идти против закона в чужой стране. Поэтому, чтобы хоть как-то восполнить пробел, мы пошли на Pab street в поисках ресторана, где можно попробовать змею. Наверно в каждом туристическом городе есть такая улица:
21 марта – долгая дорога в
Трат. Ровно в восемь утра за нами заехал минивен, чтобы пересадить уже в большой автобус, на котором мы должны были доехать до границы, перейти ее и пересесть в другой уже тайский автобус. Оказалось, что билетов продано больше, чем мест в автобусе. Кроме этого, вещи тех, кто успел первым занять место в автобусе, еле-еле влезли….вещи стали просто складывать в проходе салона. Мы были среди тех счастливых, кто успел первым. За остальными вроде как обещали прислать еще один автобус, но чем дело кончилось, неизвестно, т.к. кряхтя, видимо от старости, автобус тронулся. Как-то грустно было прощаться со ставшим уже родным Сием Рипом… в окне пробегали родные улочки и кафешки, проезжали такие уже привычные тукеры (помню первое свое впечатление от этого чудо-транспорта), сзади велосипедистка-канадка делилась впечатлениями с парнем из Дании, увлеченно рассказывая о своем велотреке…в окне пробегала уже такая родная Камбоджа. Мы купили трансфер до г. Трата, откуда собрались уплыть на Ко Куд. И это было нашей большой ошибкой... Путь от Сием
Рипа до Трата около
Тайско-камбоджийская граница Аранья-Пойпет это что-то с чем-то. Туда-сюда снуют какие-то толи торговцы, то ли бомжи с тележками, телегами и тележищами доверху забитые чем-то, напоминающее мусор. По обочине дороги стоят тележки с блоками мальборо, европейским спиртным и шоколадом, все-таки зона беспошлинной торговли – Duty Free. Стоят шум, гам и хаос…. То и дело подбегают дети-попрошайки и буквально вырывают из рук воду…
И вот мы дошли до арки с тремя башнями Ангкора – символ Камбоджи. За ней уже Таиланд. За ней транспортные средства начинают перестраиваться на левую сторону. Пора прощаться с Камбоджой, которая так тронула сердце, что захотелось приехать сюда еще раз, но уже проехаться по югу страны: Сиануквиль, Кампот, Бокор….. Тайский паспортный контроль занял минут двадцать, и то больше из-за того, что без очереди постоянно лезли китайские туристические группы, которых, как известно, мало не бывает. Но такие правила, экскурсионные группы идут вне очереди. Пройдя паспортный контроль опять стали ждать… причем на этот раз мы провели под стенами тайского паспортного контроля часа полтора… После этого наконец-то подогнали транспортное средство, которое представляло собой грузовой автомобиль, в кузове которого по бокам установлены лавки, причем мест как обычно не хватило и многим пришлось стоить…. При этом чемоданы и люди смешались в кучу…. И вот на этом большом тук-туке мы, наконец, выехали с приграничной зоны. Доехав до некоего кафе, нас опять выгрузили и мы опять ждали… еще часа два…. Это было настолько утомительно и невыносимо, что я в тысячный раз пожалела, что мы после тайской границы не свинтили сами на такси до Трата. А ведь нам надо было еще найти ночлег, купить билеты на спидбот…. На все наши вопросы к сопровождающему «когда?» Отвечали – «сейчас-сейчас». Англичане, сидевшие рядом за столиком, рассказали нам, что именно так они и ехали из Паттайи в Камбоджу, с большими ожиданиями.
Наконец, подогнали наш минивен, по виду еще старее того, на котором мы ехали до границы… опять загрузили нас всех внутрь (это уже третий перегруз). Водитель, вообще не говорящий по-английски, видимо вообще был не местным, потому как дорогу не знал, плутал и спрашивал у местных как проехать…. Мы же при каждой его остановке дергались «Это Трат?» Мы же едем не до пристани, нас должны высадить раньше. Начало темнеть… Время 19-00. Наконец-то появились указатели, что до Трата 30 км… 20 км… Ура. Но в итоге до Трата нас не довезли, а привезли на некую пристань. И опять всех высадили… - А где же Трат? - Там. - у нас трансфер до Трата… - No, finish…. Ушлая тайка подбежала к нам и стала расспрашивать куда мы едем на Чанг или Куд. На Куд – у нас билеты на завтра на 13-00 по 900 бат. Рядом стояла пара датских бэкпекеров, которые пытались ей возразить, что это очень дорого, да и поздно. - Но других лодок на Ко Куд нет. В итоге в десятитысячный раз пожалев, что мы убили целый день на то,
чтобы преодолеть - В какой отель Вас везти? – все молчат, мы первый раз в Трате…. Ночлег хотели найти на месте…. - NP 2 House – выпалила датчанка первое, что прочитала в своем путеводителе. - А Вас? - И нас туда же – безумно хотелось уже крыши над головой….. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часть 1. Планирование поездки. Инструкция по применению. Часть 3. Cambodian Chronicles. Храмы Ангкора. Часть 5. Thai Chronicles. Трат - Ко Куд - Ко Чанг - Бангкок. P.S. Фотоотчёт
о поездке: Камбоджа – Тонлесап и Пном Кулен |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2010 Федосова Валентина |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||